Сотрудники Банка России, а также государственных и правоохранительных органов никогда не звонят через мессенджеры. Так поступают мошенники, которые представляются сотрудниками Банка России, следственных органов и силовых структур, сотрудников банков. Иногда злоумышленники направляют в мессенджер или на электронную почту поддельное удостоверение с логотипом и печатью. Такие документы иногда содержат имена реальных сотрудников, сведения о которых мошенники могут получить на сайте регулятора или каким-либо другим способом. Высылая фальшивое удостоверение, они рассчитывают добиться доверия, чтобы потом обманом выманить у человека деньги или оформить на него кредит.
Если вам позвонили якобы «работники» Банка России или правоохранительных органов и разговор касается ваших финансов, положите трубку. Никому и никогда не переводите деньги и не сообщайте свои личные и финансовые данные по просьбе незнакомого абонента, кем бы он ни представлялся.
Немедленно прервите разговор, несмотря на угрозы и давление. Чтобы войти в доверие, злоумышленники могут даже обращаться по имени и отчеству. Не поддавайтесь на такие уловки. Не совершайте каких-либо действий по счету, если вам звонят с просьбой или требованием о переводе денег или с предложением об оформлении кредита. Самостоятельно позвоните в банк по номеру телефона, указанному на его официальном сайте или на обратной стороне карты. Также сообщите своим родственникам или людям, которым вы доверяете, о попытке мошенников обмануть вас.
Мне позвонили из полиции и сообщили, что мои персональные данные были скомпрометированы, а деньги могут быть похищены, и предлагают перевести их на специальный счет в Центробанке. Что делать?
Это наиболее распространенная мошенническая схема. Не существует «специальных», «безопасных», «защищенных» или каких-то других счетов, на которые граждане должны переводить деньги в адрес Центрального банка. Злоумышленники упоминают якобы специальный счет в Центробанке, чтобы усыпить бдительность человека. На самом деле счет, реквизиты которого называют мошенники, принадлежит им. Не совершайте никаких действий по своему счету, положите трубку.
Если у вас остались какие-то сомнения, самостоятельно позвоните в банк по номеру телефона, который указан на оборотной стороне карты или на официальном сайте банка.
Как узнать, почему мои данные оказались в базе данных Банка России «О случаях и попытках осуществления перевода денежных средств без согласия клиента»?
Банк России ведёт базу данных «О случаях и попытках осуществления перевода денежных средств без согласия клиента». Она формируется на основе сведений, полученных от банков и других операторов платежных систем. Они по закону ( п. 4 ст. 27 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе») обязаны противодействовать переводам, которые происходят без согласия клиента, как правило, под воздействием злоумышленников. Поэтому информацию обо всех случаях и (или) попытках перевода денежных средств, по которым клиенты заявили свое несогласие с их совершением, банки и другие операторы платежных систем передают в Банк России. Таким образом данные о получателе денег по операциям без согласия клиента попадают в базу данных регулятора.
Для проверки обоснованности включения ваших данных в нее вы можете:
1. Обратиться в обслуживающую вас кредитную организацию.
2. Направить обращение в Банк России через Интернет-приёмную. В обращении обязательно укажите серию и номер паспорта, а также прочие реквизиты, по которым необходимо провести проверку (СНИЛС, номер карты, номер счета, номер телефона).
Рассмотрев обращение, Банк России в течение нескольких дней примет решение о целесообразности исключения ваших данных из базы «О случаях и попытках осуществления перевода денежных средств без согласия клиента».
Участились случаи мошенничества в популярных мессенджерах.
Примером служат случаи, когда злоумышленники получают доступ к адресной книге и взаимодействуют с базами данных пользователей.
На представленных ниже фотографиях представлены два типа сообщений: обычное (рисунок1) и сообщение от мошенника (рисунок 2) . Особое внимание следует уделить тому факту, что злоумышленники могут оперировать данными из адресной книги, создавая иллюзию обычного диалога. Важно заметить , что наличие выделенного поля «Добавить» в контакты (рисунок 2) , является признаком потенциальной мошеннической активности.
Будьте бдительны, если разговор в месенджере вызывает подозрение, свяжитесь с адресатом доверенным способом и убедитесь достоверности сообщений.
Как не стать жертвой мошенников: общие рекомендации
· Не сообщайте никому и никогда паспортные данные и финансовые сведения: данные карты и ее владельца, трехзначный код с обратной стороны карты или СМС-код. Сотрудники банков и государственных структур никогда не запрашивают такую информацию. Не публикуйте ее в социальных сетях, на форумах и каких-либо сайтах в Интернете, а также не храните данные карт и PIN-коды на компьютере или в смартфоне.
· Если с неизвестного номера звонит сотрудник Центробанка, правоохранительных органов, государственной организации или банка с сомнительным предложением (например, сообщением о попытке оформления кредита или подозрительной операции от вашего имени, обещанием высокого дохода по вкладу, предложением перевести средства на специальный счет Центробанка и тому подобное) или по телефону запугивают и требуют быстрых действий с финансами, положите трубку. Если подозреваете, что вам звонит мошенник, позвоните в банк по номеру телефона, указанному на обратной стороне карты или на его сайте, или в контакт-центр ведомства, сотрудником которого представлялся звонящий.
· Не совершайте каких-либо действий по счету, если вам звонят из Центробанка с просьбой или требованием о переводе денег, в том числе на «защищенный» или «специальный» счет, или с предложением об оформлении кредита. Банк России не открывает счета и не работает с гражданами.
· По возможности установите антивирус на все устройства и обновляйте его.
· Совершайте покупки в Интернете только на проверенных сайтах. Заведите специальную карту для онлайн-покупок и пополняйте ее ровно на ту сумму, которая нужна для оплаты. При совершении покупок обращайте внимание на наличие в строке браузера рядом с названием сайта значка безопасного соединения (замочка).
· Никогда не вводите личные и финансовые данные на сомнительных сайтах и не переходите по ссылкам из подозрительных писем, которые предлагают, например, пройти опрос, получить какую-либо выплату и тому подобное. Официальные сайты финансовых организаций в поисковых системах (Яндекс, Mail.ru) помечены цветным кружком с галочкой.
Граждане смогут устанавливать самозапрет на кредиты
Любой человек сможет обезопасить себя от ситуации, когда мошенники оформляют на его имя кредит, и добровольно отказаться от возможности заключать договоры кредита или займа. Такой закон приняла Государственная Дума.
Для «включения» механизма нужно будет зафиксировать специальный запрет в своей кредитной истории через портал «Госуслуги» или в МФЦ. Достаточно заполнить шаблонное заявление, выбрав желаемые условия запрета. Для его снятия также нужно подать заявление. Эта услуга будет бесплатной и неограниченной по числу обращений.
Запрет может быть разным: по виду кредитора (банк или микрофинансовая организация), по способу обращения за кредитом или займом (в офисе и дистанционно или только дистанционно).
Человек сможет в любой момент отменить самозапрет, если действительно захочет получить кредит или заем. Запрет снимут через день после внесения в состав кредитной истории гражданина соответствующей информации. Такой период охлаждения поможет людям принять более взвешенное решение о необходимости получить кредит или заем.
Банки и микрофинансовые организации перед выдачей потребительских кредитов и займов должны будут проверять, есть ли в кредитной истории заемщика сведения о самозапрете. Если запрет установлен, кредитор должен отказать в выдаче кредита. Если, несмотря на установленный запрет, кредитор заключит договор, он не сможет потребовать от заемщика исполнения обязательств по кредиту.
Закон вступит в силу с 1 марта 2025 года — с этого момента заявление о самозапрете можно будет подать через портал «Госуслуги». Такая отсрочка нужна, чтобы принять ряд нормативных актов и технологически донастроить «Госуслуги». МФЦ должны реализовать возможность самозапрета до 1 сентября 2025 года — к этому времени им необходимо подготовить системы и своих сотрудников к бесперебойному приему заявлений.
Если у Вас остались вопросы по противодействию мошенникам, ознакомтесь со следующими материалами:
Памятка МВД России по противодействию мошенникам